Владивосток
Океанский проспект, 131 В

схема проезда

Телефон Центра: 8 (423) 202-50-58

"Учась контролировать тело, мы учимся контролировать ум"
Паттабхи Джойс
О йоге


мантра ОМ

«Ом Шанти» – а все-таки, что это значит?

 
        Мантра «ОМ», входящая в состав Шанти-мантры, считается сильнейшей в йоге. В мантре «ОМ» содержится, в сжатом виде, суть Маха-вакий (великих изречений), подводящих итог сумме ведического знания: таких, как «Ахам Брахма Асми» (Я есть Бог), и «Тат Твам Аси» («Ты есть То»). Считается, что мантра «Ом» — которую еще называют «пранавой» (т.е. «гудением», «жужжанием») содержит в себе сущность (смысл) всех Вед — наиболее почитаемых в йоге и индуизме древних писаний. В «Катха-упанишаде» подчеркивается, что Ом — это слово, которое звучит в каждой Веде, поэтому эта мантра очень важна. Таким образом, мантра Ом наделена определенным смыслом, и даже может быть помещена в культурно-исторический контекст.
     Ценность мантры «Ом» подчеркивали многие мудрецы и йогины древности. Систематизатор йоги, аскет Патанджали (который написал ту самую «библию» йоги — книгу «Йога-сутра», «Нить йоги») утверждал, что можно достичь Просветления, сидя в Падмасане (позе лотоса) и повторяя мантру ОМ с полным вниманием (одновременно концентрируя ум на его значении — на которое указывают Маха-вакьи). В XX веке мантра «ОМ Шанти Шанти Шанти» стала очень популярна на Западе в эпоху «Нью-Эйдж», когда миллионы людей захотели практиковать восточные духовные техники, если это не будет сопряжено с большими затратами времени и сил.
      Ом также является «биджа-мантрой» — «семенным» или пробуждающим звуком, который обладает свойством прямого воздействия на все оболочки нашего тела. Как пуля, проходящая насквозь через ткани, Ом пронизывает все существо практикующего, начиная с грубого (самого плотного) физического тела и заканчивая телом причинным — тончайшей, почти нематериальной, субстанцией каждого человека, которая определяет его судьбу, условия жизни, возможности и ограничения ума и тела. Более того, в традиции классической йоги говорится, что из звука (вибрации) Ом родилась вся наша проявленная Вселенная в таком виде, в каком мы ее сейчас наблюдаем — Маха-Майя (великолепная иллюзия), которая представляется непросветленным плотной и реально существующей.
     Вторая часть мантры — «Шанти» — дословно переводится как «покой», эта мантра указывает на высший покой, в котором вечно находится То — нечто, что люди называют «богом». Шанти — это состояние, в котором человек испытывает благоговейное, осознанное спокойствие и вдохновение полного понимания сущности происходящего. В буддистских текстах Шанти иногда становится синонимом Нирваны — т.к. о состоянии Нирваны известно лишь, что оно сопряжено с переживанием бесконечного покоя — т.е. Шанти. В Индии, «стране 50 миллионов богов», даже есть богиня Шанти — божество, помогающее достичь состояния блаженного спокойствия и умиротворения, гармонии.
     С точки зрения практики, некоторые учителя (такие как современный мастер йоги Панкадж Ведант) указывают, что когда Шанти-мантру повторяют три раза, то первое повторение «Шанти» означает установление покоя на планете (отсутствие катаклизмов), второе — спокойствие в социуме (отсутствие войн и т.п. народных возмущений), и третье повторение означает покой в душе практикующего. Размышляя таким образом, йогин как бы желает всем счастья, утверждает, что он заботится не только о собственном благополучии, но и желает наилучшей судьбы для всей планеты и человечества. Такая практика Шанти-мантры равнозначна технике «посвящения заслуг», то есть, наработав определенную духовную заслугу практикой йоги, человек в конце занятия как бы направляет накопленную энергию на общее благо, отказываясь наслаждаться ее плодами в одиночестве.
     Однако не будем вдаваться в хитросплетение теории и терминов йоги и йогической философии. Итак, «Шанти» означает покой, «ОМ» — изначальную гармонию Вселенной, и в Шанти-мантре, которую мы может без проблем практиковать, содержится мощнейший «ракетоноситель» — биджа-мантра ОМ. Мантра готова к действию, как заряженное оружие — только это оружие мира, оружие самопознания и безусловной любви. Наличие биджи «ОМ» придет силу этой мантре, вдыхает в нее жизнь, придает ей объем и, в конечном счете, дарит могущество практикующему ее повторение.
    Мантра «ОМ Шанти Шанти Шанти», в отличие от более сложных и длинных мантр, лишена пафосности и налета элитарности, как и религиозного подтекста, и в то же время она больше окрашена понятным смыслом, чем биджа-мантры (которые считаются сильнейшими); при этом ее произношение не сложно. Таким образом, можно отнести Шанти-мантру к разряду мантр среднего уровня «мощности» действия и самой низкой сложности — что делает ее такой привлекательной!

 
Алхимия Йоги

Алхимия - средневековая йога.
 
       Самым известным алхимиком и родоначальником этого течения был Гермес Трисмегист, известный в Древнем Египте как бог Тот, писарь богов, а в Древней Греции — как Гермес, посланец богов. Мы мало знаем о духовной технологии алхимиков, но очевидно, что они уделяли большое внимание своеобразной «Карма-йоге» — применению своих высоких идеалов в повседневной жизни и помощи людям. Так, «вольные каменщики» масоны изучали геометрию и материаловедение, чтобы строить дома и храмы, а розенкрейцеры — естественные науки: астрономию и астрологию, химию и алхимию, травы, и занимались целительством.
       Конечной целью духовных практик алхимиков было получить «философский камень» — т.е. достичь уровня психофизической трансформации, на котором грубые первоэлементы человеческой натуры превращаются в «золото», приобретая божественные качества. Основным двигателем этого процесса должен был стать «огонь» (упорная работа над собой), который нагревал и прокаливал «тигель» (тело ищущего). Кроме того, многие знаменитые алхимики — например, д-р Парацельс — подчеркивали необходимость «разделения» тела на элементы для осуществления такой трансформации. В русле Раджа- и Джняна-йоги это можно понимать, как необходимость постичь различающим умом все отдельные процессы, происходящие в уме, и прекратить их, для достижения одноточечной медитации — Дхьяны, и затем Самадхи.
       В алхимической литературе множество аналогий с йогой и Аюрведой. Так, например, три алхимических первоэлемента: сера (живой огонь, дух созидания, вселенское семя) — это та же Питта, огонь, элемент тепла; соль (Луна, влажность, вода, источник элементов) — Капха, вода, элемент холода; ртуть (сверкающий свет огня создания, дракон с глазами по всему телу и камень, приподнятый ветром) — Вата, ветер, элемент энергии.
Таинственные и пугающие символы (глифы), которые алхимики использовали в своих трактатах, зачастую становятся вполне понятны, если рассматривать их как аллегории процесса духовного развития. Например, изображение волка, пожирающего короля (на заднем плане — король жив и наблюдает, как волк сгорает на погребальном костре вместо него) — скорее всего, аллегорическое напоминание, что животную, низменную природу (волка) надо принести в жертву высшему и духовному, тогда адепта (короля) ждет триумф.
Медитация (Тратак) на первоэлементы.
      Для пробуждения чакр и Кундалини, алхимики практиковали медитации на первоэлементы: земля, вода, огонь, воздух, эфир (пространство). Если медитация на пространство требует богатого и отточенного воображения, то провести медитацию на более грубые субстанции не составляет труда.
      Для выполнения практики, укрепляющей первую чакру — Муладхару (центр жизненности, основу здоровья и личной силы), надо поместить горсть земли в неброский (чтобы не отвлекал внимание) сосуд или просто положить на тарелку.
1.    Сесть, подготовиться к медитации, и затем пристально смотреть на землю, так же как смотрят в зеркало или в лицо любимого человека — не придавая значение деталям, форме и цвету зеркала (т.е. горсти земли), а лишь смотреть на суть того что отражено. Постарайтесь вычленить саму идею, концепт «земли» как первоэлемента. Не позволяйте посторонним мыслям нарушать поток внимания, направленный на ком земли.
2.    Сделайте так, чтобы единственной мыслью в голове было «земля» или, лучше, чистое (безмысленное, безоценочное) восприятие земли. В это время вас никто не должен беспокоить! Уделите такой медитации 3-5 минут.
3.    Затем закройте глаза, и попытайтесь воспроизвести образ «земли» перед мысленным взором. Опять же, не раздумывайте «на эту тему», не позволяйте мысли утекать. Медитируйте 3-5 минут мысленно.
4.    Затем снова откройте глаза и опять смотрите на землю.
      Так надо сделать 3 подхода: три раза смотреть на землю перед собой и три раза — медитировать с закрытыми глазами. Всего такая практика займет 20-30 минут.

 
Танец "МАНДАЛА"

             КАКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОИСХОДИТ С ЖЕНЩИНАМИ, КОТОРЫЕ ТАНЦУЮТ ТАНЕЦ "МАНДАЛА"?

Мандала — это целостная практика саморазвития, и духовного в том числе. Женщина движется к познанию своей природы, к достижению духовной реализации через этот танец. На более материальных уровнях тоже идет раскрытие: восстанавливается здоровье, встраивается грация и красота. Даже фигура претерпевает изменения! Осанка, бедра, грудь, талия — все меняется. За счет гормонального баланса улучшается состояние кожи. Меняется восприятие, самоощущение: появляется большая уверенность, все чаще приходит состояние радости, удовольствие от жизни, творчества. Изменения — это глубинный структурный процесс, очень нужный женщине. Но все это происходит мягко и гармонично. В первую очередь женщины становятся еще более красивыми и женственными. Отношения с мужчинами от этого, понятно, только расцветают!

Женщина по природе чувственна, поэтому танец отражает это. Через танец Мандала женщина раскрывает свою чувственность и, соединяясь с маткой, с аспектом сексуальности, поднимает, проводит энергию по всем центрам вверх, трансформируя качество энергии. Через выстраивание энергии раскрывается оргазмичность тела.
Кроме того, в танце раскрывается природное женское качество — когда женщина естественно для себя творит свой мир своими желаниями. Когда женщина приходит в практику, она берет то, что ей нужно на данном этапе. Если это здоровое гибкое тело, она движется в здоровое гибкое тело. Если ее интерес глубже — идет в осознавание своей сути, природы. Через практику Мандалы женщина вспоминает, как быть женщиной, открывает в себе Богиню, восстанавливает связь с Вселенной, входит в состояние единства с пространством. Когда женщина сонастроена с Вселенной, желания исполняются мгновенно, потому как это уже не совсем ее личные желания, это проявления Вселенной. И в этом сила и красота! В этом нет мистики. Это реализация нашей природы. Женщина просто вспоминает, она раскрывает в себе истинную женщину — жрицу, Богиню, все аспекты. Это состояние, когда внутри тишина, ясность. Но, еще раз, каждая женщина возьмет в Мандале то, что захочет взять, и это нормально.

 

 
йога для похудения

 Занятия йогой для похудения

     yoga  Для тех, кто любит небыстрые виды спорта, идеально подходит йога для похудения. Упражнения, используемые в этой методике, были придуманы несколько тысячелетий назад — в Индии. На их основе была разработана и популярная гимнастика цигун, и у-шу, и целый ряд единоборств. Сегодня йога, используемая для похудения, включает в себя физические упражнения (асаны), тренировки сознания и правила питания. Все это только в комплексе дает прекрасные результаты — притом условии, что вы будете четко следовать рекомендациям тренера и проявите терпение: первые заметные результаты на вашей фигуре скажутся как минимум через три месяца (однако они будут стойкими, а улучшение вашего самочувствия наступит намного раньше).

Выполнять упражнения нужно несколько раз в неделю. Йогой можно заниматься и дома — в любое удобное время. Для этого не нужны дорогая форма, сложный инвентарь — лишь небольшой специальный коврик и легкая натуральная одежда, которая не будет стеснять движений. При занятиях йогой важно научиться достигать определенного состояния духа и удерживать его целый день. А уж если и придерживаться некоторых правил рационального питания — похудение не заставит себя ждать.

Если вы решили выбрать занятия йогой для похудения, важно понимать следующее: сброс веса не должен стать для вас главной целью. Ведь в йоге главное — это обретение духовного и физического здоровья. А уже похудение станет здесь приятным дополнением. Придерживаясь именно такого взгляда, вы непременно достигнете успеха. Даже если вы решили заниматься дома, для начала стоит научиться базовым движениям йоги под присмотром инструктора. То есть первые три месяца вам точно нужно ходить в йога-центр.

           Да! Однако, выбрав йогу для похудения, не стоит подходить к ней так однобоко и думать лишь о потере килограммов. Они начнут уходить только при условии оздоровления организма, очищения его от шлаков, приведения в норму работы всех внутренних органов и, главное, - установления гармонии между духом и телом. То есть, похудение в йоге обеспечивается не только за счет физических занятий, а благодаря комплексному подходу к образу жизни вообще. Регулярные занятия йогой способствуют тому, что в организме уменьшается выработка гормонов стресса и ускоряется секреция инсулина.

В результате еда начинает активно использоваться телом в качестве топлива, а не откладываться на талии. При этом последователи йоги тщательно следят за своим рационом, не употребляя в пищу жирной, жареной и искусственной пищи, и при необходимости прибегают к очистительным процедурам.

         Однако, те, кто решил в качестве способа усовершенствования своего тела пойти по этому пути, следует четко понимать, что йога для похудения требует терпения и последовательности. В идеале, для занятий следует найти опытного наставника. Конечно, наставником себя может сегодня называть любой, кто себя таковым посчитает, даже купив свой диплом. Посетив тренировку, вы очень скоро сможете составить представление об уровне подготовки тренера. Как мы уже сказали, йога похудения состоит из физических упражнений (асан), тренировки сознания и правил питания. Только при четком соблюдении всех рекомендаций, спустя несколько месяцев можно будет порадоваться первым результатам. Однако, в отличие от зыбких результатов диет, эти достижения будут стойкими, как и улучшение вашего самочувствия и мироощущения.

 

 
Йога Нидра - йогический сон.

 

 ashtanga-yoga-news  Йога-нидра – психический сон, который часто называют «сон йогов». Это метод расслабления с помощью создания однонаправленного ума. Это также способ расслабления личности посредством ухода вовнутрь себя от внешних объектов. Йога-нидра на самом деле это часть пратьяхары, т.е. отвлечение сознания от физических объектов. В йога-нидре зрение отвлекается от внешних объектов восприятия, слух отвлекается от звуков и т. д. до тех пор, пока все связи с физическими чувствами полностью не исчезнут.
    Йога-нидра является одним из наиболее мощных методов не только для формирования глубокой релаксации за минимальное количество времени, но также для возрождения дегенерированных мозговых ядер и центров. Один час йога-нидры равен четырём часам обычного сна.
    Практика йога-нидры показана также не только тем, кто физически и умственно истощён, но также для тех, кто устал от пассивного образа жизни, и для тех, у кого угас интерес к жизни. Йога-нидра будет также омолаживать, и возрождать физический, ментальный и эмоциональный аспекты личности. Это поможет тем, кто имеет тамассическую природу, создать дополнительный приток крови и энергии. Практика йога-нидры особенно рекомендована для тех духовно ищущих людей, кто страдает от страха, напряжения, злобы, алчности и других дисгармоний. Она также показана для тех, кто хочет развить в большей степени осознанность и ментальную чистоту.
    В пограничном состоянии йога-нидры, между сном и бодрствованием, вы осуществляете контакт со сверхсознательной частью и бессознательной частью вашей психики, где собраны ваши прошлые воспоминания. Те переживания, которые были особенно негативными или болезненными, были загнаны глубоко в бессознательную область нашей психики, которая скрыта за сознательными воспоминаниями. Однако они всё же очень активны и являются источником наших иррациональных страхов и навязчивых идей. Также в бессознательной части находятся инстинктивные желания, постоянно ищущие выражения через наше сознание. Напряжение, на самом деле, - это сгусток подавленной энергии, усиливающий те потребности и желания, которые блокируют состояние удовлетворения. Во время йога-нидры эти фрустрации и блокированные нереализованные желания получают выход, вследствие чего уменьшаются напряжения и высвобождается энергия, которая заключена в них.
    Похожий процесс также имеет место и в нормальном сне, когда мы видим сновидения. Эти сны состоят из случайно выбранных импульсов. В йога-нидре мы создаём наш собственный сон, визуализируя широкое разнообразие символов, которые имеют мощное и универсальное значение. Эти «быстрые образы» вызывают другие, в целом не связанные воспоминания из глубин подсознания, и каждое воспоминание в свою очередь наполнено эмоциональной нагрузкой. Таким образом, многие виды напряжений уходят, и ум освобождается от ненужной ему информации.
    Йога-нидру сравнивают с гипнозом, но они мало имеют общего. В гипнозе каждый становится чрезвычайно чувствителен к внешним советам в терапевтических или других целях, йога-нидра - это способ повышенного самоосознания отслеживать собственное психическое пробуждение.
    Первый раз рекомендуется практиковать йога-нидру в классе с учителем, таким образом, вы лучше поймёте цель техники и познакомитесь с методом практики на каждой стадии. Если у вас нет учителя по йоге, попытайтесь получить запись йога-нидры в классе.
    Хотя она может практиковаться сидя или даже стоя, обычно йога-нидра проводится лёжа на спине в шавасане. Лучше лежать на полу на мате или одеяле. Если вы чувствуете необходимость положить подушку под голову, вы можете это сделать. Удостоверьтесь, что вам достаточно тепло и у вас нет необходимости закрыться одеялом. Глаза остаются закрытыми в течение всей практики, которую следует проводить от 30 минут до 1 часа. Тело должно быть абсолютно расслабленным, никаких движений не должно осуществляться во время практики.
    Всё тело последовательно расслаблено, каждая конечность, каждая косточка, мышцы, связки, система кровообращения, дыхание, мозг, лицо, глаза и т.д.
    Когда ваше тело полностью расслаблено, ум становится также расслабленным, но вы должны поддерживать его активность, переводя ваше внимание на все части вашего тела, отслеживая дыхание, переживая различные ощущения, создавая ментальные образы.
    В йога-нидре вы на самом деле не спите, вы должны оставаться осознанным в течение всей практики, пытаясь следовать всем инструкциям без оценки.
В начале освоения этой практики, неофит, как правило, стремится полностью контролировать процесс, что мешает достичь глубокого ментального расслабления. Лучше пробовать полностью погрузиться в процесс расслабления и «отпустить» тотальный контроль, тем самым, позволив себе расслабиться не только на мышечном (физическом) уровне, но и на гораздо более тонких (психических) планах. Именно в таком случае запускается т.н. процесс «самовосстановления системы», «системной настройки». Реализация этого режима будет выражаться в том, что практикующий время от времени теряет нить (голос преподавателя) голосовых команд и «выпадает» на какое-то время в сон со сновидениями или без таковых, и это нормально и правильно! По мере освоения и углубления практики длительность и частота «провалов» может сильно варьироваться, вплоть до того, что практикующий воспринимает первую команду йога-нидры и последнюю, а то, что было в течение, 20-ти или 30-ти минутной практики он не помнит, и этот вариант тоже правильный! Очень важно запомнить основное правило йога-нидры: как она идёт, так и правильно! Наша задача – создать условия для восстановления и коммуникации с бессознательным и далее не мешать процессу, «отойти в сторону» и отрешённо наблюдать. Это же правило касается и всех медитативных практик в целом. По мере повышения мастерства и «отработки» бессознательных напряжений, йога-нидра будет становиться более «прозрачной» без потери нити осознанности.  Для такого качества исполнения – устойчивого сохранения тонкого баланса между сном и бодрствованием,  нужно время и  практика.

 

 
Йогатерапия коленей

 Почему травмируются колени в позе лотоса?

  1.jpgСреди наиболее распространенных травм, которые встречаются при практике хатха-йоги – это травмы коленного сустава (растяжения или разрывы связок, повреждения менисков).

Подробнее...
 
Гипертония

картинка 11

Йогатерапия болезней систем кровообращения. Эти болезни занимают 60% в общей структуре смертности. Наиболее распространены из них болезни, связанные с повышенным артериальным давлением (артериальная гипертония). Самые опасные из всех — инфакрт миокарда и инсульт: чаще других приводят к летальному исходу и инвалидности, а также служат причиной поражения почек и глаз.

Артериальную гипертензию (АГ) делят на вторичную и первичную АГ. Вторичная — это гипертензия, вызванная конкретными причинам, и повышение давления здесь лишь симптом другого заболевания, например, заболевания почек или эндокринных опухолей. Такие случаи артерильной гипертензии не так уж и часты, и обычно здесь требуется хирургическое вмешательство, а не йогатерапия. 

Первичная же АГ или, как её принято называть, гипертоническая болезнь (ГБ) не имеет конкретной причины, и зависит от целого ряда факторов. ГБ очень распространена на планете: от неё погибает больше половины населения Земли. ГБ так опасна потому, что вызывает поражения очень важных органов: мозга, сердца, глаз и почек. 

Гипертоническая болезнь регулируется совокупностью целого ряда процессов в организме: нервные, гормональные, почечные механизмы могут как повышать, так и понижать давление. В результате многих причин, которые не всегда удаётся объяснить, в организме происходит сдвиг в сторону повышенного артериального давления и возникает ГБ. Несомненно, хронический стресс, так широко распространённый в наше время, играет здесь не последнюю роль. Существует точка зрения, что ГБ не однородное заболевание, а группа болезней, характеризующихся повышенным артериальным давлением. Как бы то ни было, случаи гипертонической болезни не редки, и йогатерапевту часто приходится с ними сталкиваться на своей практике. Чаще всего повышенное артериальное давление встречается у пожилых людей, поэтому нужно учитывать это, выстраивая практику йоги для них. 

Какой же должна быть практика йоги при гипертонической болезни? Очень важно осознавать, какие именно техники вызывают повышение артериального давления и исключить их. Опасны в данном случае техники, возбуждающие симпатическую нервную систему (то есть способные вызвать повышение давления) и техники, вызывающие колебания внутричерепного давления. К таким йоговским техникам относятся капалабхати, бхастрика, дыхательные техники с резким укороченным выдохом, активные динамические практики, прогибы, силовые асаны с длительными фиксациями. 

С перевёрнутыми позами всё не так однозначно. С одной стороны, в инверсионных положениях тела повышается давление в артериях головного мозга и возможно повышение давления в глазничной артерии. Если давление у практикующего уже повышено, то перевёрнутая поза может стать причиной разрыва сосудистой стенки.

С другой стороны, перевёрнутые положения могут также вызвать активацию парасимпатических механизмов, снижающих давление. Реакция организма зависит от многих факторов: чувствительности барорецепторов, выбранной асаны, степени её освоенности, использования бандх.

   Практика йогатерапевтов показывает, что, если течение гипертонической болезни стабильно, мягкие формы перевёрнутых поз могут снизить артериальное давление. Важно, чтобы подход к перевёрнутым был постепенный: начинать осваивать их следует только при условии стабилизации давления, фиксации делать недолгими (около минуты), использовать мягкие формы асан — лежа на спине, ноги положив на болстер. По мере регулярной практики можно увеличивать подъём ног (по 15-20 см в неделю при ежедневной практике) и время фиксации асаны (до 2-3 минут), но только при условии хорошего самочувствия и стабильных показателей артериального давления. Конечным вариантом является облегченная випарита-карани-мудра: затылок, лопатки и таз на полу, ноги вертикально расположены на стене, мышцы расслаблены. До и после перевёрнутых необходимо измерять артериальное давление, чтобы убедиться, что практика даёт положительный эффект. 

К перевёрнутым позам при повышенном артериальном давлении следует относиться очень аккуратно и помнить, что велик риск осложнений со стороны сосудов головного мозга. В случае инсультов в анамнезе, дисциркуляторной энцефалопатии или нестабильного течения гипертонической болезни перевёрнутые асаны необходимо полностью исключить из практики. 
   Техники, воздействующие только положительно при ГБ — это приёмы, направленные на активацию парасимпатической нервной системы. Это техники релаксации, эффективность и безопасность которых научно доказана, поэтому основными практиками при ГБ будут шавасана, йога-нидра и медитативные техники. Также следует применять дыхательные техники с парасимпатическим эффектом: уджайи с удлиненнием выдоха, брамари, чандра-бхедана. Тратака также повышает парасимпатический тонус и помогает снизить давление. 

Однако мягкая регулярная физическая нагрузка всё же необходима: она способствует увеличению количества функционирующих капилляров, тем самым снижая артериальное давление. Кроме того, равномерные физические нагрузки помогают снизить активность симпатической нервной системы.

Очень важно, чтобы занятие строилось в мягком релаксационном режиме или в режиме естественной динамики со спокойным ровным дыханием. Йогатерапевты рекомендуют суставные разминки без задержек дыхания и резких выдохов, уджайи в пропорции 1:2. Прогибы советуют использовать умеренно и мягко в качестве разминки перед наклонами, тоже мягкими и доступными.  Ключ в йогатерапии ГБ — это мягкость и постепенность, а также постоянный контроль давления и наблюдение за состоянием больного. Важно также понимать, что йогатерапия не должна быть единственным методом лечения гипертоников и что основным методом регуляции состояния больного всё же будет фармакотерапия, то есть лечение лекарствами. Положительное воздействие также может иметь лечение правильно подобранными травяными сборами. 

 

 
Йогатерапия

 

картинка 8

Что может йогатерапия?

Не всегда удается поправить и укрепить здоровье с помощью йоги. Почему?
Йоги ставят своей конечной целью не здоровье и не долголетие преходящего плотного тела, а очищение «нетленного духа» — но, тем не менее, то чем занимаются в классах йоги на западе — это оздоровительная йога-терапия. Однако результаты даже такой, приземленной и понятной, практики могут сильно отличаться от школы к школе, и от учителя к учителю. Зачастую можно увидеть сильно травмированных преподавателей йоги или опытных практикующих: после 5 лет практики на деле мало кто обходится без микротравм, т.к., видимо, многие начинают «набирать» сложность тренировок быстрее, чем надо. Проблема реальна настолько, что некоторые учителя уже заранее отказываются брать к себе людей с проблемным позвоночником, поясницей, коленями — потому что знают: их практика лишь усугубит проблемы. Это прискорбно, т.к. правильная йога (в форме йога-терапии) вылечивает любые проблемы со здоровьем.

Читая в классических трактатах о задержках дыхания на час и более, об остановке мыслеобразвания, о комфортном удержании одной асаны по три часа, и других «сказочных» йога-фактах — абсолютное большинство продвинутых йогов только вздыхает. Давайте попробуем вместе разобраться, в чем же причина такого «трагического разрыва» между обещанным йогой и действительными результатами.

Тот, кто немного познакомился с темой йога-терапии — как позвоночника, так и всего тела в целом, может заметить, что одной только «физиологией» в йоге ничего не достигается. До известной степени, каждый берет от йоги свое, и личная практика — личное дело каждого; цель йоги — вопрос философский. Кому-то правда от йоги нужны лишь упругие ягодицы, это факт. Однако искренне ищущий, усвоив биомеханику и научившись выполнять многие асаны «идеально», и даже иногда с выдающимся мастерством, с огоньком, человек (если не погряз в эго), вдруг может заметить, что он лишь начал открывать для себя некое новое измерение осознавания своего тела — уровень энергии, праны. И что, более того, внешнее совершенство позы и вся хваленая биомеханика тут вообще не при чем.

Кому-то это может показаться странной «шизотерикой», но на практике многие с этим сталкивались: моменты, когда начинаешь чувствовать потоки праны (энергии), чаще всего как необычные ощущения в различных асанах, и тем более пранаямах. В наши дни ни для кого также не секрет, что многие упражнения йоги имеют в себе скрытые «психоделические» эффекты, которые даже не очень продвинутый практикующий может использовать на свое усмотрение (и в меру своей склонности к иллюзиям, «индульгировать» в этом или идти дальше). Все эти необычные эффекты, так или иначе, приоткрывают для многих практикующих неожиданную глубину практик, «второе» дно упражнений, которые профанам кажутся банальными и даже не интересными. Такое «второе» дно обычно находит либо «фанатично» практикующий, либо тот, кому надо с помощью йоги поправить здоровье (или лечить других), и поэтому он изначально внимательно прислушивается к ощущениям в ходе практики. Либо человек чуткий и одаренный от природы. Зачастую это одна и та же личность — к примеру, тот же А. Сидерский, В. Бойко и другие современные мастера.

Приходится в итоге сделать один важный вывод: в асанах и пранаямах, да и в Шаткармах, важнее всего именно психо-энергетический эффект. Скажем, если брать практику Джала-нэти, то для нас не так важно почистить носовые пазухи, как «обновить» Аджна-чакру, освежить тонкое зрение, охладить организм от избыточного огня тапаса (практик). В асанах (которые работают, активизируя чакры) — важнее всего воздействие на эндокринные железы и внутренние органы, а также каналы протекания праны, а не внешняя форма и укрепление мышц и «раскрытие» суставов. Формой достигается лишь форма, содержание требует осознанности. Этот факт отменяет известное, но в корне неверное правило что «тело и ум едины». Совершенство и несовершенство тела и качества характера, духа не связаны напрямую. Тело может быть как угодно совершенным, а вот дух при этом может быть тщедушным, внимание — слабым. Если бы это было не так, самыми продвинутыми йогами были цирковые артисты и молотобойцы на заводе. Как в любой восточной системе, в йоге есть «внешний» уровень для начинающих, и «внутренние» практики для адептов. И те и другие искренне смеются друг над другом. Тело связано не с духом — а с эго. И наоборот. Поэтому человек с сильным эго сильно заботится о теле, и сильно его укрепляет. Йога-терапия помогает, но лишь до какого-то уровня, дальше начинается (или не начинается) йога. У больных же людей йога зачастую начинается еще до выздоровления. Счастливым можно стать и не будучи богатым и здоровым, не правда ли?

В хатха-йоге есть «второе дно». Многие «не интересные» асаны оказываются в десятке-двадцатке самых эффективных, по энергетическому воздействию. Например, 
Пасчимоттанасана — простейшая асана (которую, правда, многие делают, чрезмерно округляя спину) — по классике, способна пробуждать Кундалини или, по крайней мере, вводить энергию в Центральный канал (Сушумну). Люди, которых интересует именно физкультурный аспект йоги, и тем более йогаподобная акробатика — такие «скучные» асаны как эта могут просто пропустить: ведь сесть на заветный «шпагат» на порядок интереснее! Но ни йога, ни йогатерапия всерьез и надолго не помогут тем, кто слишком спешит.

На деле, даже просто осознанное глубокое дыхание (с задержками или без них), «чистит» тело, не хуже и намного безопаснее сложнейших «комплексов» два-три часа, которые выжимают из шокированного практикующего семь потов.

Думайте, попробуйте, и практикуйте на здоровье!

 

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 Следующая > Последняя >>

Страница 2 из 4
Флеш игры